В воскресенье, 12 января, в Тольятти состоялось торжественное мероприятие, посвященное Дню Самарской губернии.
Первое историческое упоминание о местности, на которой позже возникла Самара, относится к 1357 году, когда Святой Алексий, митрополит Московский и Всея Руси, на пути из Орды посетил «жившего близ устья реки Самары благочестивого пустынника и, взирая на счастливое местоположение окрестностей, предрёк существование большого города «…в котором просияет благочестие и который никакому разорению подвержен не будет».
Упоминание поселений возле Самарской Луки, в том числе пристани с «крепостцой со служивыми людьми» у места впадения реки Самары в Волгу в русских летописях приходится на 1361 год, а поселение-пристань Samar впервые было отмечено на карте венецианских купцов Пицигано в 1367 году.
На протяжении столетий подлинными хозяевами Самарского Заволжья были кочевники.
Во второй половине XVI века территория Самарского Поволжья являлась одним из центров складывания русского казачества. Этому способствовали помимо политических и экономических причин природные условия – Самарская Лука с её глухими лесами и горами, укромные пойменные острова, волжский торговый путь. В районе современного села Переволоки можно было без особых усилий перебраться из Волги в реку Усу, через неё в опять Волгу, и наоборот, что позволяло казакам легко уходить от погони и внезапно появляться для новых набегов. Места основных стоянок виднейших атаманов волжских казаков – Барбашина поляна, Ермакова поляна.
До середины 80-х гг. на территории Самарского края не было ни крепостей-городков, ни постоянных гарнизонов. Идея строительства русских городов-крепостей на великом волжском пути между Казанью и Астраханью появилась после присоединения края к Русскому государству, когда Волга стала основной торговой артерией страны. Этот путь необходимо было обезопасить.
Самара была основана в 1586 г. по указу царя Фёодора Иоанновича как крепость с целью защиты судоходства на участке реки, протекавшей рядом с городом, и для охраны границ. Руководителем строительства был назначен воевода – князь Г.О. Засекин.
Засекин начал строить город на правом берегу реки Самары, где она разделялась на два рукава, за пределами «Самарского урочища». Было решено не прятать крепость за протоками и озёрами, а поставить её на самом видном месте, откуда гарнизон мог успешно контролировать передвижение кочевых орд и полностью перекрывал дорогу (по обоим самарским рукавам) на волжские просторы.
Первые известия о построенном Самарском городе появились в конце лета 1586 года, а в начале сентября крепость уже принимала многочисленных гостей – послов, стрельцов, свиту крымского царевича. Через Самару много раз следовали русские и иноземные посольства. В числе иностранных дипломатов и путешественников были здесь немец Адам Олеарий и голландец Корнилий де Бруи, оставившие самые ранние описания Самары и достопримечательных мест. Олеарий сделал и первый рисунок Самарского городка.
В конце XVI – начале XVII веков на территории Самарской Луки начал складываться земледельческо-промысловый район со своим оседлым постоянным населением. Особенностью освоения Самарского края являлось то, что оно осуществлялось как русскими людьми, так и народами Поволжья – мордвой, татарами, чувашами. Поселенцы разных национальностей жили в добром соседстве друг с другом, постепенно возникали сёла и деревни со смешанным национальным составом. Всё это способствовало взаимообогащению культур всех народов.
Как и в других пограничных крепостях, в Самаре начало складываться своё местное, обросшее дворами и семьями, служилое население. Элиту самарского гарнизона, по данным росписи 1681 г., составляли 18 дворян и детей боярских. Основной военной силой крепости были стрельцы: около трёх сотен пеших и сотня конных. Под стенами крепости в особой слободе жили яицкие казаки.
Крупное промышленно-ремесленное производство в Самаре было развито слабо. В списке ремесленников города перечисляются следующие специальности: бондари, иконники, камышники, кирпичники, кузнецы, плотники, портные, сапожники, серебрянники, солоденники, сыромятники, рыбники, харчевники, часовники, шапочники, калачницы, хлебницы и молочницы. Весьма значимым для самарских жителей являлся рыбный промысел.
В 1688 году Самара получила статус уездного города.
В XVIII веке Самара из изолированного опорного пункта на Волжском пути становится частью системы пограничных укреплений, прикрывших от набегов степняков обширные районы на левобережье Волги. В 1700 г. был заложен укреплённый пригород Самары Алексеевск, а спустя три года началось строительство Сергиевска. В 1731 г. последовал указ Сената о строительстве Ново-Закамской линии. Общая протяжённость укреплений Ново-Закамской линии вытянулась в 230 км, из них 180 проходили по территории современной Самарской области.
В 1737 году Василий Никитич Татищев, блестящий администратор и учёный, соратник Петра, строит Ставрополь-на-Волге (ныне Тольятти).
Ещё в 1683 году на месте Сызранского городища примерно в 110 км к западу от Самары была основана крепость Сызрань, входившая в Сызранскую засечную черту. В 1796 крепость была преобразована в город Сызрань.
В XVII – XVIII веках Самарский край оказалась в эпицентре двух крестьянских восстаний. В 1670 году Самара была захвачена войсками Степана Разина, а в 1773 году – открыла ворота перед войском Емельяна Пугачёва. Позже А.С. Пушкин проедет через наш край, собирая легенды и рассказы о пугачёвском восстании.
Бунт Пугачёва, потрясший Российское государство, подтолкнул Екатерину II к проведению реформы административного устройства. 15 сентября 1780 г. был издан указ об образовании Симбирского наместничества (губернии). Сюда отошла основная часть Самарского края. Земли на Самарской Луке, по нижнему течению Сока, Кондурчи, Самары, Мочи, Безенчука и далее на запад по левому берегу Волги образовали Самарский уезд. Территории к северу и западу от Самарской Луки вошли соответственно в Сенгилеевский и Сызранский уезды. Левый берег Волги к северу от Луки до реки Черемшан и за неё оказался в Ставропольском уезде.
XIX век застал Самару небольшим уездным городом с крепостью, занимавшей чуть больше трёх десятин площади. Население Самары составляло около 4 тысяч человек.
В это же время население Ставрополя составляло свыше 2,5 тысяч человек. Одновременные сведения по Сызрани имеются только в отношении податного населения, самого многочисленного среди городов края: 3100 купцов и мещан, более 250 разночинцев, около 70 дворовых.
В конце 30-х – начале 40-х годов Самара начала исподволь преображаться. Усилившаяся колонизация края и рост коммерческих посевов пшеницы привлекли сюда интересы многих богатых фирм. В 1843 году от самарской пристани отошёл первый пароход с грузом, открыв регулярное движение судов пароходного общества «По Волге» (пароходы начали делать рейсы по Волге с 1828 г.).
Умножившиеся помещичьи имения дали городу новых обитателей из дворян, строивших здесь свои дома. Из среды местного дворянства вышли люди, внёсшие большой вклад в русскую культуру: поэт И.И. Дмитриев, писатель С.Т. Аксаков, историк, будущий академик П.П. Пекарский. Во второй половине 40-х годов самарское образованное общество пополнилось новыми заметными фигурами: в 1846 г. прибыли на жительство декабристы братья Беляевы. В 1848 году Самару впервые посетил А.Н. Островский в качестве агента Московского коммерческого суда. Самарское общество, для которого он в доме Головина читал своего «Банкрута», устроило ему восторженный приём.
В нашем крае в XIX и начале XX веков бывали и работали художники И.Е. Репин, В.И. Суриков, И.К., Ф.А. Васильев, писатели Л.Н. Толстой, В.Г. Короленко, А.М. Горький, Н.Г. Гарин-Михайловский. Здесь родились писатель А.Н. Толстой и поэт А.В. Ширяевец. В 1857 г. Самару посетил Т.Г. Шевченко. В 1920-е годы с Самарской областью была связана деятельность Я. Гашека, В.В. Маяковского, А.С. Неверова, К.С. Петрова-Водкина и многих других выдающихся людей.
6 декабря 1850 года император Николай I издал Указ Правительствующему Сенату о создании с 1 января 1851 года Самарской губернии, центром которой стала Самара с населением в 20 тысяч жителей. Новая губерния состояла из семи уездов: Самарского, Ставропольского, Бугульминского, Бугурусланского, Бузулукского, Николаевского и Новоузенского. Жителей числилось 1 529 343 душ обоего пола. Всех поселений насчитывалось 2022, из них городов – 8. По данным на 1856 года городское население составляло 3,19%, сельское – 96,81%.
После падения крепостного права социально-экономическое развитие края ускорилось. Рост торговли и промышленности был связан со строительством железных дорог и развитием волжского речного транспорта, превращением Самары в крупный транспортный узел, связывавший центр страны с Сибирью и Средней Азией.
К этому времени относится расцвет самарского купечества. Оно осваивало различные сферы деятельности: торговлю, промышленность, сельское хозяйство. Среди крупных купеческих семейств можно назвать Шихобаловых, Курлиных, Аржановых, Субботиных и др. В результате бурной деятельности купечества Самара преобразилась: возводились особняки и доходные дома, храмы и больницы, магазины и пристани.
В 1869 г. местное начальство добилось правительственного запрещения строить деревянные дома в старой части города. Центр стал быстро застраиваться каменными зданиями. Динамично развивалась главная улица Самары – Дворянская (в настоящее время улица Куйбышева), ставшая «любимым местом гульбища самарского общества в зимний сезон, как Невский проспект в Петербурге». Главенство новой центральной улицы города обеспечила Алексеевская площадь (в настоящее время площадь Революции), названная в честь митрополита Московского и Всея Руси Алексия – святого покровителя Самары. За городом (ранее городская черта заканчивалась значительно ближе к исторической части города), вдоль Волги, разместились крупные дачи состоятельных самарцев. Особенно живописной была дача Аннаева с кумысолечебницей, выстроенная в стиле средневекового французского замка.
К концу XIX веке в Самаре было 46 заводов и фабрик, где работало 2,5 тысячи постоянных рабочих. Самым приметным явлением промышленной архитектуры стал пивоваренный завод. В 1880 через Волгу в районе г. Сызрани был построен и ныне действующий Александровский железнодорожный мост. В 1900 году – первая электростанция. К 1917 году в Самаре уже действовало 90 промышленных предприятий, механическая хлебопекарня, элеватор ёмкостью 3,5 млн. пудов зерна. Население Самары достигло 150 тысяч человек.
Особое значение в общественно-политической жизни Самары второй половины XIX в. Имело создание Самарского знамени. Под ним сражались русские и болгарские ополченцы во время русско-турецкой войны 1877 – 1878 гг. И именно оно стало символом славянского братства.
Революционный вихрь 1917 года захватил и перевернул сложившийся в крае жизненный уклад. Различные общественные течения, политические партии и организации функционировали в губернском и уездных центрах, пытались воздействовать на массовое рабочее и крестьянское движение. Октябрьский государственный переворот 1917 года произошёл в городе без единого выстрела. О победе советской власти объявил со сцены цирка-театра «Олимп» (современная филармония) В.В. Куйбышев.
В июне 1918 года советская власть в городе была свергнута соединёнными усилиями городских повстанцев и чехословацкого корпуса из военнопленных австро-венгерской армии. На 4 месяца власть перешла к КОМУЧ – комитету бывших членов учредительного собрания. В этот момент была создана Российская республика из нескольких губерний, занятых чехами, и Самара стала её столицей. 7 октября 1918 года советская власть была восстановлена при отступлении чехов из города и входа туда частей Красной Армии под командованием Василия Чапаева и Гая.
В 1935 году решением Советского правительства Самара была переименована в Куйбышев.
Во время Великой Отечественной войны Куйбышев с 15 октября 1941 года по указу Государственного комитета обороны являлся столицей СССР: здесь были размещены Правительство, дипломатические представительства (20 посольств и миссий), Большой театр и многие эвакуированные из западных районов страны предприятия. Для Верховного главнокомандующего И.В. Сталина был построен подземный бункер с рабочим кабинетом на глубине 37 метров (с 1990 г. открыт для посещения экскурсионными группами). В Куйбышеве в эвакуации жили и работали Д.Д. Шостакович, И.Г. Эренбург, Ф.В. Гладков, Э.Г. Гилельс, В.П. Катаев.
5 марта 1942 года в Куйбышеве была закончена и впервые исполнена седьмая Ленинградская симфония Д.Д. Шостаковича.
За годы войны с аэродрома авиационного завода на фронт поднялись тысячи знаменитых штурмовиков ИЛ-2. В дни обороны Кавказа, на город легла забота по снабжению армии и народного хозяйства горючим. Куйбышев тогда называли «Вторым Баку». С 1940 по 1945 год уровень промышленного производства увеличился в 5,5 раз.
После войны Куйбышев стал крупнейшим промышленным и культурным центром СССР и современной России. Здесь создан мощный потенциал авиационной, машиностроительной, металлургической, электротехнической, кабельной, нефтеперерабатывающей и лёгкой промышленности. Гагарин стартовал в космос 12 апреля 1961 года на ракете, собранной в Куйбышеве.
В 1990 году городу и области были возвращены исторические названия – Самара и Самарская область.
Прошлое и настоящее Самарского края – славные героические, трудовые и культурные страницы летописи России.
«День рождения губернии — это наш общий праздник, праздник каждого. За прошедшие годы регион из сугубо аграрного превратился в один из ведущих промышленных, туристических центров России с мощными кластерами: аэрокосмическим, нефтехимическим, автомобилестроительным. Дважды за эти годы губерния приобретала столичный статус в очень непростые, смутные зачастую, тревожные, суровые годы нашей страны, и всегда оставалась опорным регионом страны», — отметил Губернатор Самарской области Дмитрий Азаров, поздравляя земляков с праздником.
В последние годы регион получил мощный импульс развития. По поручению Президента России Владимира Путина на территории Самарской области успешно реализуются национальные проекты, федеральные и региональные программы. Высокое качество работы над поставленными задачами и эффективность регионального управления получили оценку высшего руководства страны: согласно недавнему постановлению Правительства РФ, по итогам этой работы Самарская область заняла лидирующее место в рейтинге всех субъектов РФ и 1-е место в Приволжском федеральном округе. В этой связи регион дополнительно получил грант объемом 1,5 млрд рублей из федеральной казны.
Кроме того, по инициативе Губернатора Самарской области Дмитрия Азарова разработана Стратегия социально-экономического развития региона до 2030 года, которая позволит региону развиваться опережающими темпами во всех сферах. В ее создании самое активное участие приняли жители и органы власти всех муниципалитетов губернии. Летом и осенью 2018 года по всей области проходили стратегические сессии, активно работал сбор предложений граждан через интернет. В итоге в ходе работы над стратегией были выработаны более 900 тысяч предложений.
Глава региона напомнил, что сегодня перед Самарской области Президентом страны поставлены важные задачи. «Инициированные главой государства национальные проекты требуют объединения усилий всех жителей региона, органов исполнительной власти, трудовых коллективов, депутатов. Очень важно, чтобы в реализацию национальных проектов был вовлечен каждый житель Самарской области, — подчеркнул Дмитрий Азаров. — Убежден, что вместе мы добьемся всех поставленных целей. Первый год реализации нацпроектов уже наглядно доказал, что любые задачи нам по плечу».
Также Глава региона отметил, что не случайно 169-летие губернии празднуется в Тольятти. Ведь 2020-й год с точки зрения бюджетных приоритетов Губернатор объявил годом Тольятти. В этом году город будет отмечать 50-летие выпуска первого автомобиля на заводе «АВТОВАЗ». И, конечно, в 2020-м регион достойно встретит святую для каждого гражданина страны дату — 75-летие Победы в Великой Отечественной войне. «Знаю, что много хороших, правильных инициатив поступает и от тольяттинцев. Задача власти – и прежде всего, мэрии Тольятти, помочь достойно воплотить эти замыслы в жизнь, на радость людям и во благо будущих поколений, объединяя людей своими решениями», — отметил Дмитрий Азаров.
«Сегодня Тольятти – город-лидер, локомотив роста экономики Самарской области. Именно здесь благодаря вниманию Президента страны Владимира Владимировича Путина, Правительства РФ созданы уникальные возможности, эффект дает особая экономическая зона, ТОСЭР, технопарк «Жигулевская долина», индустриальные парки. Мы радуемся развитию АвтоВАЗа, промышленных предприятий. Основа этого развития создана нашими ветеранами, десятилетиями ковавшими индустриальную мощь Самарской области», — подчеркнул Глава региона.